Роман Яны Завацкой "Ликей"
Роман писательницы Яны Завацкой вышел в 2006 году в известной православному читателю серии «Роман-Миссия». Действие проходит в отдалённом будущем: повествование переносит читателя аж в XXII век. Однако новшества не бросаются в глаза; порою кажется, что такое с нашим миром может случиться и через 20, и через 10 лет. Сам автор так и пишет о своем мире: «Цивилизация отошла от технологического пути развития», и внешняя форма жизни людей не имеет особого значения. Ведь на самом деле речь идет о нашем времени, о современной жизни.
Именно в этом заключается идея романа. Автор четко подмечает тенденции и проблемы сегодняшнего дня и доводит их до своего логического конца. В этом книга Завацкой в чем-то схожа, например, романом Ю. Н. Вознесенской «Путь Кассандры». И в той и в другой книгах современному читателю итог подобного развития человечества может показаться чересчур преувеличенным. Но не будет ли в таком случае этот читатель лукавить сам с собой, выгораживая то, к чему так привык и что считает «нормальным»?
Основная проблема, поднятая автором, – подмена черного белым, добра злом. Роман наполнен «высокими» рассуждениями о гуманности, устойчивом развитии человечества, глобальной демократии. Идеи в этом духе мы можем слышать по радио, видеть по телевизору, читать в прессе и сегодня. Но к чему приведёт развитие в таком русле? Будет ли создано поистине идеальное общество? Ответ на этот вопрос пытается дать автор.
Завацкая касается многих проблем актуальных сегодня. Так, автор детально описывает порочную систему образования – наследницу современных преобразований. Особое место уделено созданному религиозному культу, вмещающему в себя «всё лучшее» от «древних культов». Здесь сама собой напрашивается параллель с экуменистическим экспериментом. С болью пишет автор о бесконечных попытках нести «Свет цивилизации», о такой гуманной идее и о такой её извращенной реализации. И, конечно, в центре внимания – человеческая жизнь, борьба права нерожденного ребенка появиться на свет и холодного рационального рассуждения: «Нужна ли такая обуза?».
Отдельного упоминания заслуживает идея об интеллектуальном превосходстве, идея нести Свет миру, идея разделения на таких, как Я, и на прочее «стадо».
Что привлекает читателя, так это искусно выписанные диалоги, дискуссии, споры. В романе не найти четкой позиции автора: автор никому не подыгрывает, никуда не клонит. Это делает книгу по-настоящему реалистичной.
Вся нить повествования крутится вокруг судьбы России и русского народа. Здесь хотелось бы привести небольшой отрывок: откровение одного из представителей «избранной части человечества». Эти слова, с одной стороны, несут важную смысловую нагрузку, а с другой, позволяют судить о мастерстве автора. Конечно, героиня-ликеида вымышлена и говорит в условиях вымышленного общества, но что-то есть в её словах, что актуально звучит сегодня.
«Так вот, основная национальная черта русских - свобода. Это абсолютно свободные люди, по сути, внутренне свободные. Об этом еще Бердяев писал, слышала о таком?
- Да… читала кое-что.
- У них нет никаких внутренних скрепок, зажимов… они ничему не подчинены.
В нас, англогерманцах, главенствует разум, в русских - душа. Душа русского просит веры, и русская вера неистова, это та самая вера, которая движет горы.
Русский, верящий в какую-то идею, способен осуществить ее лучше, чем кто-либо другой. Русский без веры - это пьяница, наркоман, бандит, это абсолютно бесхарактерное, лишенное морали, ответственности, каких-либо проблесков разума существо. Человечеству не нужны ни фанатики, ни опустившиеся твари. Поэтому самое лучшее в данном случае - пусть русские верят… но пусть каждый из них верит во что-нибудь свое.
В этом парадокс - свободный внутренне человек обязательно требует внешних ограничителей. Я понимаю, тебе это неприятно слышать, считается, что свобода - символ Америки… на самом деле американцы очень и очень зажатые люди. Их если даже никто не будет ограничивать, они себя сами ограничат. А если не ограничивать русского - свобода погонит его в странствие, в запой… не всех, конечно, но довольно большую часть населения. А другая часть, особенно женщины, будут как-то прозябать, чувствуя себя глубоко несчастными и не в силах изменить свою жизнь. Вот суровая государственная централизованная власть - благо для русских. Сколько раз уже это подтверждалось русской историей. Они не терпят, не выносят демократии, вседозволенности, мягкости… более или менее мягких, человечных царей они убивали. И преклонялись перед тиранами. Единая власть и единая религия - вот то, что делает русских великим народом… но это проявление национализма, которое для нас неприемлемо. Нам ведь не нужны великие народы… нам нужны народы мирные, ласковые, как дети, терпимые, стремящиеся к глобализации. Поэтому все, что нам нужно - это разрешить русским делать все, что они хотят… Вернее, разрешить это каждому из них в отдельности. Их ни в коем случае нельзя подавлять, убивать, ссылать, их даже унижать и обижать нельзя! Иначе они могут объединиться и выработать единую идеологию… Им нужно предоставить полную внешнюю свободу… а их внутренняя свобода сделает то, чего не добиться никаким насилием. Не ограничивайте русскую мысль цензурой - и за десять лет вы добьетесь того, что каждый, кто что-то пишет, будет писать свой никому не нужный бред, подобно пациенту психушки, и никто не будет обращать ни на кого внимания. Не ограничивайте их нравственность религией - и они моментально превратятся в стадо наркоманов, развратников и бандитов. Это идеальный способ борьбы с русским национализмом».
фев.2010
Купить роман Яны Завацкой вы можете здесь.
Прочитать роман «Ликей» вы можете здесь.
Литературная страница - в журнале «Самиздат».