The catcher in the rye, или сойти с ума.
Я люблю наше общество. По-моему, оно идеально.
Идея гражданственности – мелкотравчатый, сиюминутный гедонизм: спорт, вино, секс, любого вида развлечения.
Я люблю его. Зачем «искать счастье», если можно заменить его «эгоистическим комфортом».
«Над пропастью во ржи» - роман протеста, отрицающий искусственный покой и атмосферу конформистского единства, «подлого притворства», как сказал бы главный герой Холден.
Но зачем что-то отрицать и к чему-то стремиться, если можно просто жить? Зачем рисковать своим благополучием ради каких-то идей и чьего-то счастья? Разве вы остановитесь в сумрачном переулке и защитите жертву от троих верзил-насильников? Нет, вы пройдете дальше. Конечно, ведь вы так спешите, что у вас нет ни минутки. Или - лучше - вы возмущенно воскликните мне в ответ: "Да ведь я все равно ничего не смогу исправить!" Незачем о чем-то думать, если можно так легко предаться фальшиво-благолепному образу жизни и просто плыть по течению.
А Холдена не устраивает «показуха» и взаимопонимание, между людьми, отсутствие элементарной человечности. Вот чудак!
А ведь учился в одном из самых престижных заведений страны. Наш МГИМО – не меньше! Вуз, где выковывают самовлюбленных эгоистов и циников, убежденных в своем превосходстве над окружающими. Размазня, этот Холден! Ничего он не смыслит в жизни. Нормальный человек учится как раз для того, что стать каким-нибудь пронырой и заработать на этот треклятый Кадиллак! Это и есть норма жизни, а Холден действительно чокнутый. Потому что он не такой.
Многие его считали сумасшедшим, но он-то знал, что это не так. Это весь мир сошел с ума.
Психоаналитик Вильгельм Штекель написал весьма умную вещь. «Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела».
Протестовать любой горазд, а ведь протест должен сочетаться с поисками настоящей, достойной цели. Селинджер возлагает надежду на семью – она должна взрастить настоящего человека, воспитать его в духе любви. Как Холден любит свою сестренку Фиби! Но на практике семья вовсе не опора человека, семья оказывается такой же пустой формальностью.
Чудак-Холден не хочет приспосабливаться, не хочет взрослеть. Обчитался бедняга Пола Гудмена и его книжек вроде «Взрослеть – абсурд». «В настоящее время наше общество просто-напросто лишено достойных целей, ради которых имело бы смысл взрослеть».
Дети! как я люблю детей! «Будьте как дети», - сказал Христос. Но общество портит изначально прекрасного человека, и - как получается - с этим вряд ли можно что-то сделать.
«Понимаешь, … маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души… А я стою на самом краю обрыва, на пропастью… И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть…» Но Холден и сам понимает несостоятельность своей мечты. Нельзя удержать над пропастью детей, нельзя уберечь их и от повзросления, жестокости, равнодушия и развращающего окружающего мира.
Но, может быть, можно спастись самому, бежав куда-нибудь в затвор, как монахини, в глушь? срубить там хижину и оградить свою жизнь от «липы»?
Чтобы стать полезным людям, чтобы стать «ловцом во ржи», надо жить среди людей. Поиски Холдена приводят обратно в мир. Но он – один из самых одиноких героев нашего времени. «Я вдруг почувствовал себя таким одиноким, что лучше уж помереть». Эх, как это знакомо.
Холден мучительно страдает от непонимания и равнодушия. Он любит людей и в отчуждении не находит покоя. Он носит свою красную шляпу и протестует против бездушного общества. Он бунтует против вещизма и показного шика. Он задается вопросом: «Как можно сходить с ума по автомобилю? Как можно чувство, предназначенное человеку, – заботу, внимание, любовь – переносить на вещь?!» С Холденом читатель расстается в печальном предчувствии: этому герою, очевидно, уготован тот же путь приспособления.
Как и нам с вами…
20.05.2007